UA-34282115-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Святые места Египта.

Монастыри святых Антония Великого и Павла Фивейского.

Египет - колыбель христианского монашества. На этой земле просияли многие подвижники веры и благочестия, но первыми из них были - преподобный Антоний Великий, основатель монашеской жизни и преподобный Павел, первый, известный миру, пустынножитель.

Основателем христианского монашества считают преподобного Антония Великого. Он родился в 251 году и происходил из благородной и зажиточной египетской семьи из дельты Нила. В двадцатилетнем возрасте, после смерти родителей, услышал в храме евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной». Размышляя над этими словами, он вскоре раздал имение бедным, поручил воспитание малолетней сестры известным ему девственницам, а сам поселился вблизи своего селения под руководством одного подвижника. Однажды он вышел из своей келии и увидел молодую девушку, которая пришла для купания. «Как тебе не стыдно, сказал Антоний, ты же должна видеть, что здесь живет человек, который ушёл от мира!» На что девушка сказала ему: «Если ты ушел от мира, тогда зачем ты поселился около города? Если ты хочешь быть настоящим подвижником – иди в пустыню!». Антоний задумался над этими словами и понял, что эта девушка права. Он принял её слова, как вразумление свыше, от Бога, и перешел дальше в пустыню, в развалины одного военного укрепления на берегу Нила, где прожил около двадцати лет. Тут у него появились первые ученики.

В 313 году Антоний ушел еще дальше в Аравийскую пустыню, ближе к Красному морю. Тут и было положено основание монастыря, который теперь носит имя преподобного. Здесь Антоний провел оставшиеся годы жизни до кончины в 356 году. Дважды он посещал Александрию — столицу Египта: один раз перед уходом в пустыню для ободрения христиан во время гонений, второй раз — около 350 года, по приглашению святителя Афанасия Великого для обличения ереси ариан. Афанасий знал Антония еще с тех времен, как сам скрывался в пустыне от преследований, и глубоко чтил этого подвижника.

Основной источник наших сведений о жизни преподобного — это произведение «Жизнь Антония», написанное святителем Афанасием Великим около 365 года. По словам святителя Иоанна Златоуста, это житие надо читать всем христианам. Оно давно переведено на русский язык и доступно в интернете.

Умер Антоний на 105 году жизни. Своим ученикам он запретил раскрывать место своего погребения. Однако в VI веке, при императоре Юстиниане Великом, византийцы нашли мощи, перенесли их в Александрию, а затем в Константинополь, откуда в Х веке мощи попали в Сент-Антуан-л’Аббеи близ Вьенна (Франция). Однако копты уверены, что на самом деле мощи святого Антония не были найдены и покоятся на территории монастыря под самым древним храмом. 

Монастырь преподобного Антония Великого - старейший христианский монастырь Египта. Находится на севере Аравийской пустыни, принадлежит Коптской православной церкви. 

Коптская церковь — одна из древнейших православных церквей. Она не признала Четвертый Вселенский собор (Халкидонский), и потому относится к семье Древних Восточных (или Ориентальных) церквей. Эту церковь часто называют монофизитской, хотя русские богословы в конце XIX — начале ХХ века, начав изучать богословие коптов из их собственных источников и непосредственно общения с ними, пришли к выводу, что копты так же, как и все православные, веруют, что Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек. Из 98 млн населения Египта копты составляют около 10%, то есть около 10 млн человек. Большинство коптских христианских центров и святынь сосредоточено в Александрии, Каире и монастырях Вади Натрун (Нитрии). Всего у Коптской Православной Церкви 24 мужских и 6 женских монастырей.

Есть в Египте и Александрийский патриархат в семье византийских церквей, он занимает второе место в диптихе Православных церквей после Константинополя, но о нем египтяне практически ничего не знают. Согласно данным Википедии, всего в этой церкви около 250-300 тыс. верующих.

Посещение этого святого места начинается с восхождения на гору, высотой 276 метров (680 метров над уровнем Красного моря) на вершине которой находится пещера, где преподобный прожил последние 43 года своей жизни.

Путь к келье Антония «длинный, как молитва преподобного», — так выразился архимандрит Порфирий (Успенский), впоследствии епископ, основатель Русской духовной миссии в Иерусалиме, первый славянский паломник на этой земле, посетивший монастыри Антония и Павла в 1850 году и оставивший подробное описание поездки.

Действительно, восхождение,  дело совсем не легкое, занимает по времени от одного часа и больше. Гид говорит, что подъем более трудный, чем на гору Моисея, что на Синае. Нужно преодолеть 1150 ступеней. Для безопасности они ограждены перилами, т.к. с двух сторон отвесные скалы. Чем выше, тем круче подъем и, соответственно, ступени. На средине пути стоит небольшая часовня, там можно присесть отдохнуть. Впрочем, на любом месте этого пути можно остановиться, сделать передышку, осмотреться, и собравшись с силами продолжить подъем. Лестница узкая, ступени тоже узкие, ширина их колеблется, идти не удобно. Но это так сейчас. Во времена преподобного Антония здесь, разумеется, не было ни лестницы, пусть даже с неудобными ступенями, ни перил и ничего подобного, и можно только представить себе, как усложнялся подъем на эту гору тогда! А ведь преподобный Антоний раз в неделю спускался с горы вниз, там, где сейчас стоит монастырь, к источнику воды, и с полными сосудами поднимался вверх.

Во время восхождения постоянно встречаем таблички, на которых написаны избранные строки из наставлений аввы Антония. И везде кресты. Много крестов. Спрашиваем у сопровождающего, почему так. «Но как же, это же Крест, символ победы, наше, святое…»

Преодолев все ступени, поднимаемся на обширную площадку. С неё, с одной стороны открывается вид на пустыню, с другой, мы видим вход в пещеру. Заходим внутрь, сняв обувь — так полагается делать в коптских церквах. Вход этот очень узкий, с трудом и притом боком, можно пройти, или лучше сказать протиснуться, одному человеку, и дальше по ступеням спуститься вниз. Внутри тесно, темно и душно. Включаем фонарики. Пещера маленькая, примерно метра два на семь, при этом пол не более метра в ширину. Видим посредине небольшой престол, на котором стоит коробка, а в ней множество записок. Каждый человек, который поднимается сюда, считает своим долгом оставить имена своих родных для поминовения на Божественной Литургии, которая совершается на этом месте в большие праздники. За престолом место, где отдыхал преподобный, камень, который был ему местом изголовья. В этом месте преподобный Антоний совершал свои духовные подвиги. В пещеру очередь из паломников коптов, одновременно могут войти не больше пяти человек.

Что чувствует христианин на этом месте? Чувства необыкновенные. Кажется, время остановилось. Тут, в лице святого Антония, рождался христианский подвиг, который потом назовут иночеством, монашеством. Постепенно этот подвиг распространится на весь мир. Тогда еще никто не знал о Афоне, слава о котором будет распространяться с 9 века, о Святой Руси, которая просветится светом веры в 10 веке, да и о многих других странах и местах христианских, а на этом месте, святой Антоний, земной Ангел и небесный человек,  уже сиял светом Божественной Благодати.

Во время подъема на гору, и на площадке перед пещерой, фотографируемся с молодыми христианами коптами. Очень просят. Отказать неудобно. Они приезжают сюда со всего Египта. Это потомки тех христиан, которые несмотря на все время гонений и притеснений от мусульман за все эти века, сохранили веру христианскую.

Копты составляют около 10 процентов населения Египта. У каждого, на запястье правой руки, татуировка в виде креста. Мусульмане запрещали им носить нательный крест, срывали их, тогда копты стали делать это изображение на руке, как символ того, что снять крест с них невозможно и даже лишив их жизни, крест останется на теле, как символ несгибаемого мужества и твердой веры!

Спуск с горы святого Антония гораздо легче чем подъем, но ступени скользкие, держимся за перила, и снова приходят мысли о том, как спускался вниз святой подвижник, когда не было ни ступеней, ни ограждений.

Внизу под горой построен новый храм в котором совершаются богослужения. Как раз закончилась литургия, копты выходят из храма и с удивлением рассматривают нас. Видно не часто сюда приезжают европейцы. В храме и около него иконы-барельефы.

Недалеко находится монастырь преподобного Антония Великого. Подъезжаем к нему. На въезде останавливаемся. Монастырский служащий даёт нам журнал, в котором мы записываем свои данные, страну. Смотрим прежние записи приезжающих сюда: США, Россия, Франция…

Монастырь окружён высокой стеной которую построили монахи, дабы защитить храмы и самих себя от набегов бедуинов, не раз до того разорявших монастырь и убивавших монахов. Еще совсем недавно, около 80 лет назад вход в монастырь был возможен только путем подъема в специальной корзине. Такой необычный вход в обитель был на протяжении столетий. Теперь входим через ворота.

Внутри монастыря порядок и идеальная чистота, что не свойственно для Египта. Наш гид Карим - копт, что очень хорошо. Его хорошо знают здесь, и он также знает всё и всех. Говорит, что всегда с радостью соглашается провести эту, довольно трудную экскурсию, подняться на гору, побывать в монастырях. Нас приглашают в приемную, и узнав, что мы с Украины, обещают дать сопровождающего монаха и показать всё.

Перед осмотром монастыря все отдыхаем и слушаем рассказ монаха Маркоса о истории монастыря. На голове у него — специфический куколь (капюшон), черный с красными крестами. Двенадцать крестов вышиты в честь апостолов, посередине крест в честь Иисуса Христа. Линия посередине — в память о борьбе святого Антония с дьяволом. 

Маркос очень интересный рассказчик и вообще положительный, дружелюбный человек, врач по профессии. В монастыре несколько врачей. Лечат бесплатно всех: бедуинов, солдат, гостей и всех, кому нужна помощь. На наших глазах пришла семейная пара арабов, у них заболел ребенок, высокая температура. Маркос прервал свой рассказ, подошёл к ним, выслушал и через пару минут вынес две коробки лекарств для больного ребенка. Дал необходимые рекомендации по приему препаратов и вернулся к нам.

После рассказа - осмотр обители, в которой видим старинные храмы, иконы всех прошедших веков, богослужебные книги, трапезную, и очень много предметов интерьера монастыря. Каждый раз Маркос открывает какую-то дверь, все заходим внутрь помещения и слушаем его рассказ, как летопись прошедших лет.

Храм святого Антония - самая старая церковь в монастыре, построенная еще в четвертом веке, вскоре после кончины основателя. Здесь изумительные росписи XII-XIII веков, выполненные в технике секко (роспись по сухой штукатурке, в противоположность фрескам, которые пишутся по сырой штукатурке). Сами монахи полагают, что некоторые росписи относятся еще к VII-VIII векам. Вход в алтарную часть закрыт завесой, а врат нет — так во всех коптских храмах. На завесе вышито или написано изображение Спасителя, Богородицы или кого-то из святых. Многие коптские христиане подходят к алтарю и целуют завесу. Для защиты иконы, завеса покрыта пленкой. Верхняя часть этой алтарной преграды украшена иконами. Чаще всего преграда просто резная, без икон. У коптов любой верующий может войти в алтарь и приложиться к престолу. На престоле стоит дарохранительница, как и в наших православных храмах. 

Глядя на иконы в коптских храмах, можно наблюдать полное смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом и иконы, выполненные в традиционном византийском стиле, и образцы западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, которые отличаются своеобразным примитивизмом, напоминающим детские рисунки. 

С верха монастырских стен открывается обзор всей обители. Маркос показывает нам и источник воды, который Бог открыл здесь с приходом на это место Антония Великого. Каждый день источник дает 400 кубометров чистой и вкусной воды, и так уже более 1700 лет. Откуда берется здесь вода в этой пустыне, на такой высоте, более 450 метров над уровнем моря, непонятно.  Специалисты исследовали все вокруг, но так и не смогли ответить на этот вопрос и объяснить этот феномен. Воды здесь быть не должно, но она есть! Чудо, да и только. Воды с избытком всегда хватало, да и теперь хватает, на все нужды обители. По своим свойствам она лучше самой популярной в Египте бутилированной воды "BARAKA".

Пьем воду из источника. Маркос что-то говорит на арабском своему собрату, и через 5 минут уже раздает всем монастырский хлеб, а точнее лепешки, которые пекут монахи для трапезы.

И вот, наконец, место погребения преподобного Антония Великого. Здесь его тело, изнуренное подвигами и трудами почивает до всеобщего Воскресения.

Благодарим гостеприимных монахов, которые всех нас спрашивают: "Вы же приедете ещё?" И спрашивают с такой радостью, с такой любовью! Расстаются с нами,  как с очень близкими, дорогими и родными людьми. На прощание очень захотелось обнять Маркоса и сказать СПАСИБО от всей души. 

Покидаем святую обитель и направляемся в монастырь святого Павла Фивейского, который находится с другой стороны горной цепи, в объезд по дорогам это 80 километров. 

Преподобный Павел Фивейский родился в 228 году, родом из Фив, ушел в пустыню в разгар гонений Декия — ок. 250 года, и прожил в пустыне 90 лет. О его жизни известно очень мало. Это был настоящий отшельник, самый первый из известных нам. Всю жизнь от питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Учеников после себя преподобный не оставил, поскольку всю жизнь провел в одиночестве. Поэтому, хотя Павел начал подвизаться первым, основателем монашества считают преподобного Антония Великого, оставившего после себя учеников и монастырь. В последние дни жизни святого Павла, Бог открыл преподобному Антонию место его подвига, где он беседовал с преподобным Павлом узнав о его жизни. После кончины преподобного Павла святой Антоний и похоронил его на месте его подвигов. Там вскоре и возник монастырь. Сейчас в нем подвизается 100 монахов.

Такое же гостеприимство, такой же теплый, душевный прием, прекрасный рассказ и обзор этого святого места. Мыслями переносишься в глубину веков, когда православие и христианский подвиг составляли основу жизни человека.

Здесь тоже есть источник воды, из которого пил всю жизнь преподобный. Вода также непостижимым образом вытекает из сухой, безжизненной скалы, на такой же высоте, как и в монастыре святого Антония. Ее меньше, 4 кубометра в день, но меньше и обитель с ее потребностями.  

От обители святого Павла до Красного моря 12 километров. Во все времена монахи, подобно апостолам, ученикам Христовым, ходили к морю и ловили рыбу, для своего пропитания. В монастыре сохранилась лодка, на которой братия выходила в море.

В монастырях довольно интересные правила, по которым принимает братия нового насельника. Кроме веры в Бога, что и понятно, кандидат в иноки должен быть с очень приличной семьи, иметь одно или два высших образования, иметь своё собственное жильё и хорошую, престижную работу с очень хорошим окладом. Только тогда человек может быть принят послушником и пройдя 3-х или 4-х летнее  испытание,  остаться в твердой уверенности в правильности выбранного пути. Но даже при всём этом, последнее слово не за ним, а за настоятелем монастыря и братией, которые все это время наблюдают за послушником и выносят своё мнение. И если оно будет положительным, только после этого послушник становится монахом.

С признательностью к братии покидаем святую обитель, благодаря Бога, благословившего это путешествие.

В глубокой пустыни стоят эти славные обители, свидетели глубокой старины и праведной жизни великих преподобных отцов, молитвенников и предстателей за всех людей. Современные подвижники продолжают их молитвенный подвиг. 

Эти святые монастыри в пустыне производят огромное впечатление и оставляют в сердце радостное и светлое чувство. Здесь действительно видишь любовь к Богу и ближнему, а значит, здесь, среди братии есть Христос.

 

Преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский и все святые - молите Бога о нас!

 

 

 

 

По святым местам Египта.

Древнейшие христианские монастыри

святого Антония Великого и святого Павла Фивейского.

Вокруг бескрайняя пустыняВокруг бескрайняя пустыня

 

Подъезжаем. От Каира 250 километров, от Хургады 300Подъезжаем. От Каира 250 километров, от Хургады 300

.

Православие в пустыниПравославие в пустыни

.

Останавливаемся. Записываемся в журнал посетителейОстанавливаемся. Записываемся в журнал посетителей

.

Новопостроенный храм в скалеНовопостроенный храм в скале

.

Заканчивается ЛитургияЗаканчивается Литургия

.

Барельефы на стенах. Святой Георгий ПобедоносецБарельефы на стенах. Святой Георгий Победоносец

.

Святые Антоний Великий и Павел Святые Антоний Великий и Павел

.

Образ КрестаОбраз Креста

.

Из Евангелия. Мария помазывает ноги Господа миром Из Евангелия. Мария помазывает ноги Господа миром

.

Внутри храма Внутри храма

.

Крестный путьКрестный путь

.

Образ РаспятияОбраз Распятия

.

Авва Антоний Авва Антоний

.

Крест над храмомКрест над храмом

.

Начало восхождения на гору святого АнтонияНачало восхождения на гору святого Антония

.

Таблички с наставлениями святого АнтонияТаблички с наставлениями святого Антония

.

Вот таких ступеней 1150Вот таких ступеней 1150

.

Лестница скрывается за скалойЛестница скрывается за скалой

.

Часовня. Почти средина путиЧасовня. Почти средина пути

.

Наконец попали под тень горыНаконец попали под тень горы

.

Небольшая передышкаНебольшая передышка

.

Осталось совсем чуть чутьОсталось совсем чуть чуть

.

Вход в пещеру Вход в пещеру

.

Место подвигов Антония ВеликогоМесто подвигов Антония Великого

.

Выходим на свет, так как внутри полностью темноВыходим на свет, так как внутри полностью темно

.

Памятник преподобному Антонию у подножия горыПамятник преподобному Антонию у подножия горы

.

Перед входом в монастырьПеред входом в монастырь

.

Прежний вход в обитель. Туда наверх, в корзине, поднимали паломников столетиямиПрежний вход в обитель. Туда наверх, в корзине, поднимали паломников столетиями

.

Механизм подъема наверху Механизм подъема наверху

.

Маркос, наш проводник по святой обители Маркос, наш проводник по святой обители

.

Монастырский дворикМонастырский дворик

.

Монастырский садМонастырский сад

.

Вид на колокольниВид на колокольни

.

Интересная форма крестов на колокольнях. Хоть с одной стороны зайди, хоть с другой - крест Интересная форма крестов на колокольнях. Хоть с одной стороны зайди, хоть с другой - крест

.

Узкие улочки. Монах Маркос ведет группуУзкие улочки. Монах Маркос ведет группу

.

Перед входом в храм, все снимают обувьПеред входом в храм, все снимают обувь

.

Алтарная перегородка. Подобие нашего иконостасаАлтарная перегородка. Подобие нашего иконостаса

.

Посредине, одна из древнейших икон Божией МатериПосредине, одна из древнейших икон Божией Матери

.

На стене храма, особо показывают надпись, которую сделал архимандрит Порфирий (Успенский) посетив это место в 1850 годуНа стене храма, особо показывают надпись, которую сделал архимандрит Порфирий (Успенский) посетив это место в 1850 году

.

Яйца страуса. Символ воскресенияЯйца страуса. Символ воскресения

.

Книга для богослужения Книга для богослужения

.

С высоты монастырской стеныС высоты монастырской стены

.

Источник святого Антония. В сутки даёт 400 кубометров водыИсточник святого Антония. В сутки даёт 400 кубометров воды

.

Поъезжаем к монастырю святого Павла ФивейскогоПоъезжаем к монастырю святого Павла Фивейского

.

Новый храм на холмеНовый храм на холме

.

Вход был такой, как и в обители святого Антония Вход был такой, как и в обители святого Антония

.

Бывшая монастырская трапезнаяБывшая монастырская трапезная

.

Из подобных высушенных листьев пальмы святой Павел сделал себе одеждуИз подобных высушенных листьев пальмы святой Павел сделал себе одежду

.

Источник святого Павла. В сутки даёт 4 кубометра водыИсточник святого Павла. В сутки даёт 4 кубометра воды

.