UA-34282115-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ВЫ ПРИШЛИ В ХРАМ

 

Священникам довольно часто приходится слышать от людей: вот, мол, батюшка, хочу прийти в церковь, но чувствую себя неловко, потому что не знаю, как правильно креститься, как правильно поставить свечку, подать записку о здравии или за упокой, заказать молебен или панихиду и т. д. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемом материале.

Прежде всего каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь — это и есть дом Господень. Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее духа, цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения — и вы привыкнете к Церкви, полюбите её, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды.

Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот, кто понимает, что в святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству. Знание богослужения избавляет от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборование) надо принимать только перед смертью. Но соборование совершается над больными душой и телом в любом возрасте ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя, и слушающего.

Безгрешных людей нет. Но Господь, любя созданных по Его образу и подобию людей, неустанно призывает нас в Свою духовную лечебницу — Церковь. В храме Божием душа христианина наполняется живой верой, крепкой надежной и неиссякаемой любовью к Богу, ибо храм — место проникновения молитв и глубоких духовных переживаний. Путь человека к Богу лежит через храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но храм созидается в честь и славу Божию.

Перед входом в храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклоном. Для того, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно — в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества — есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы. Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом другом начале и конце молитвы. Но как не подобает призывать Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение руки.

Входить в храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех оскорбят святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. В храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же молятся с покрытой головой. Это мы знаем из Священного писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается. Входя в храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства.

К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в храм. Надо подойти к праздничной иконе лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститься, поклониться и приложиться, то есть поцеловать Святую Икону, и еще раз перекреститься. Церковная свеча — символ молитвы верующего человека. Горящие в храме свечи являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, а также радости и духовного торжества Церкви, они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу. Горящая перед иконой свеча — знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его. Вместе с тем по существующему в Русской Православной Церкви обычно во время таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит незажжённую свечу в знак надежды получить от Господа прощение за свои грехи и как дар Ему. Эту свечу, подходя к священнику, можно положить на аналой, где лежат Евангелие и Крест.

В записках о здравии или за упокой пишутся только имена, и только крещенных людей. Имена надо писать полностью, в родительном падеже, (например, о здравии Ольги, а не Оли) аккуратным почерком. В одной записке не пишется более 10 имен.

В храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого подойдите к любой иконе, там находящейся. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено через молитву священника и окропление святой водой. Освященной иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона — это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен. На иконах могут быть изображения Божией Матери, святых ангелов, святых людей или угодников Божиих. Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она — Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она — одна, и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не Ее икону. На иконах изображаются и святые угодники Божии. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогают живущим на земле. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные. Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. Они жили до рождения Христова. Апостолы — ученики Иисуса Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостольными (князь Владимир, Святая Нина и др.) Мученики — те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками, если же умерли после особенно тяжелых (великих) страданий — великомучениками. Святители — это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью (Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий митрополит Московский и др.) Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют Вселенскими Учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви. Преподобные — праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывания в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Преподобные, претерпевшие мучения, называются преподобномучениками. Бессребреники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и др.). Родоначальников человеческого рода: Адама, Ноя, Авраама и т. д. называют праотцами. На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние — нимб. Нимб — это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющегося с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям. Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что это икона, допустим, Святителя Николая то, подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молится так: «Святой угодниче Христов и отче Николае, помоги мне, грешному, в жизни моей, умоли Господа даровать мне здравие и спасение и прощение грехов моих, помоги детям моим...» и т. д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему храму, так как это отвлекает других молящихся. Если подойдя к иконе, вы не знаете, как она называется, присмотритесь — возможно, на ней есть надпись, или спросите окружающих, но негромко. Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами; если они есть в храме, можно поставить свечу, можно заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят за нас. Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за нас тогда возносят молитвы к Богу когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем.

Кого же нам призвать на помощь в наших бедах и скорбях? Прежде всего Спасителя, Пресвятую Богородицу, своего Ангела-Хранителя, а также святых угодников. Спасителю, Божией Матери, святым можно заказать молебен. Молебен — это частное богослужение, совершаемое по желанию верующих. В нем человек или благодарит Бога, или прославляет Его за милости, или просит о них. Молебен может быть простой или с водоосвящением. Его можно оформить в свечном киоске. Если молебен с водоосвящением, надо взять с собой сосуд для Святой воды. Святую воду приносят домой и хранят в достойном месте. Пьют ее в небольших количествах с молитвой и благоговением. Святой водой можно кропить себя, своих детей. Молебен заказывается в разных случаях: и в радости, и в печали. Сострадая нам в горе и радуясь нашему счастью, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела. Например, построили вы дом, или получили квартиру, сделали ремонт — нужно освятить жилище церковным обрядом и поблагодарить за это Бога. Для этого необходимо обратиться лично к священнику и узнать о возможности совершить этот обряд дома и времени. Отправляясь в дальнюю дорогу, также не забудьте испросить Божьего благословения в добрый путь — есть молебен и на этот случай. От колыбели и до могилы Церковь ведет нас, освещая нам путь, наставляя нас, благословляя, направляя наши мысли, чувства, желания и дела к одной цели — к вечному благу. Во время молебна можно освятить иконы, нательные крестики и др., но об этом надо сказать священнику до молебна. Иконы и кресты освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освещения святые образы, хотя и посвящены Богу и Божественному и, в некотором смысле, уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются изделиями рук человеческих. Чин освящения очищает эти изделия и сообщает им Церковное признание и благодатную силу Святого Духа. Каждый с верой взирающий на Крест получает спасение и защиту. Дьявол не может явиться в образе Креста для прельщения. Поэтому крестное знамение — главное и верное орудие против дьявольских козней. И каждый христианин должен носить нательный крест, никогда его не снимать ни с себя, ни со своих детей. Крест одевается священником при крещении, его надо носить всю жизнь. Конечно, Крест может потеряться — в этом случае сразу же надо купить другой. Крест, приобретенный не в Храме, надо обязательно освятить.

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу «на канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной стороны. Канун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных крещеных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света вечной жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой «на канун», надо Господу вознести за усопших, которых хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная». Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы.

Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после их смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к Ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их». В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить на земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту Рая и его обители. Все это душа рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть своей жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати. В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он, по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов), простил грехи умершему и причислил его к лику святых. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща чтобы не быть осужденной на заключение там. В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей, по делам ее, место на Своем честном суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном суде Божием и чтобы Он, в сороковой день вознесшийся в небо вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном состоянии. Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный (имя)», а после сорока дней в записке о упокоении указывается просто имя почившего. Можно заказать панихиду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться в свечной киоск в храме или к священнику.

Православная церковь совершает поминовение усопших православных христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются вселенскими панихидами, или Родительскими (суббота перед Масляницей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Дмитрия Солунского (8 ноября). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября). И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи — в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название «Радоница», когда православные христиане спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убирать могилы тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим вознести радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Если по ряду причин, над усопшим православным христианином не был совершен чин отпевания, его в обязательном случае нужно совершить заочно. Для этого следует прийти в храм и оформить заочное отпевание.

Молебен, панихида — очень важные поминовения. Но самое важное для христианина подать записки о здравии или за упокой с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее. Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед Литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в свечной киоск, оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают в специально отведённое место в храме, откуда их можно потом взять, и просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора — это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «ИС ХС НИ КА» (Иисус Христос побеждает). Просфора (греч.)— приношение — изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к другому. Двусоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают (вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце Литургии соединяются в Чаше со Святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

В Церкви есть правила поведения во время соборной молитвы. Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или Чашей со Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову. Когда священник кадит в вашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем», также принято склонять голову. Перед причастием все делают земной поклон. Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику, называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши — как пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода. После того принимается немножко теплоты: разбавленное водой вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике.

Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить, христианин кладет руку правую на левую (ладони вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования. В конце Литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник, и поцеловать его. В доме православного человека в каждой комнате и на кухне должны быть иконы Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы во всех комнатах являются постоянными знаками полученного домом освящения (после обряда). Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Когда мы молимся в храме, мы видим вокруг себя народ Божий, молящихся. Когда мы молимся дома, мы имеем наставлением слова Христа: «Когда молишься, войди в комнату твою». Но и тогда мы не одни. Икона в углу нашей комнаты (на восток) является окном в Царствие Божие и связующим звеном с его обитателями. В центре обычно помещается икона Спасителя, слева — икона Божией Матери, справа — икона святого Иоанна Предтечи или иконы святых, среди которых может быть икона святого, в память которого молящийся крещен. Перед иконами ставят (вешают) лампаду или свечу, которую зажигают во время молитвы. Икона должна быть и в детской комнате. Даже грудного ребенка, хорошо подносить к иконам, чтобы он смотрел на огонек теплящейся перед ним лампады, прикладывать к ним.

Иконы, лампаду, крестик можно приобрести в свечном киоске. Там же продается духовная литература: Новый Завет, Закон Божий и другая, а также православный молитвослов. Каждый член Церкви должен иметь эту книгу. Она содержит утренние и вечерние молитвы, молитвы перед Причастием и для прочих нужд. В православном молитвеннике все молитвы написаны святыми отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу смиренно и с чистым сердцем, так же, как это, делали святые отцы во время своих молитв. Вместе с молитвой всегда нужно читать хотя бы главу из Священной Писания. Первым условием для тех, кто хочет научиться молится, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня — таким образом, мы приучаем себя к духовной дисциплине. Мы должны приучать себя к молитве, поэтому молитва является подвигом до конца нашей жизни. В молитвенном подвиге регулярность важнее, чем количество молитв. Необходимо приучить себя и своих детей к молитве перед едой и после нее. Читая молитвы, надо следить за тем, чтобы правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Если вы замечаете, что мысли рассеиваются, необходимо вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось и при этом надо замедлить чтение и постараться обращать внимание на каждое слово. Есть молитвы, которые каждому христианину нужно знать наизусть или очень близко к тексту. Это «Отче наш» — молитва Господня, данная нам непосредственно Самим Христом, «Символ веры», утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.